наверх
661

Школьники не хотят тестироваться на наркотики

15 января 2007

Помнится, министерские чины, комментируя заявление первого лица правительства РТ, делали акцент на том, что с проведением акции торопиться нельзя, ибо для этого должна быть подготовлена финансовая и правовая база. И действительно, хотя первоначальная информация прозвучала зимой прошлого года, к самому медосмотру врачи приступили только в октябре. А до этого в сентябре они прошли обучение с участием представителей республиканских министерств здравоохранения и образования. Тем не менее решить все вопросы до начала акции все же не удалось.

Согласно постановлению Кабмина, тестирования проводились среди учащихся 10-11 классов и студентов начальных курсов специальных учебных заведений. Для этого использовались тест-полоски (анализ мочи), с помощью которых можно было выявить наличие в организме наркотических веществ трех видов – амфетамин, героин, марихуана. В первой половине учебного года осмотр провели в 14 челнинских учреждениях. По спискам тестированию подлежало 625 человек. В них оказались далеко не все старшеклассники – вошли только те, кто, по мнению школьных психологов, составляют так называемую группу риска. В итоге было осмотрено 448 – это 72 процента от числа отобранных школьников. В подростковый кабинет ГНД для дальнейшего обследования, оказалось, направлено же вообще единицы, а точнее, четыре человека, из них у двоих были выявлены положительные тесты на наркотики.

Среди отобранных для школьного тестирования были и такие, кто отказывался проверяться на наркотики. В целом по республике такие отказники составили 15 процентов от общего списка. Челнинские показатели в этой части абсолютно такие же. Как-либо воздействовать на школьников, отказавшихся пройти осмотр, медики не могут, поскольку тестирование на наркотики – дело сугубо добровольное. Однако, по мнению руководителя челнинского межрайонного отдела наркоконтроля Валерия Колчерина, отказ учеников от тестирования должен вызывать тревогу, и в первую очередь у их родителей. «Ведь очевидно, что нормальный ребенок, если он не потребляет наркотики, не побоится пройти анализ. А если уж отказывается, то тут вполне допустима мысль о злоупотреблении, – сказал он на заседании межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиков и их незаконного оборота, – об этом надо говорить родителям на школьных собраниях, они должны понять, что тестирование на наркотики для ученика должно стать таким же нормальным явлением, как проверка домашнего задания в школе. Ведь никто из ребят не считает зазорным показывать учителю тетради с подготовленными уроками, также спокойно они должны воспринимать наши тесты. Это не посягательство на их свободу, это просто общественная необходимость, которая должна помочь локализовать распространение наркотиков в молодежной среде. Здесь, кстати, весьма уместно провести параллель со СПИДом. Если в свое время анализ на ВИЧ не стал бы обязательным для определенных категорий населения, то неизвестно, до каких масштабов разрослось бы это явление в нашем городе».

То, что наркоманию, как и любую болезнь, нужно выявлять на ранних стадиях, прекрасно понимают и ректоры челнинских вузов. Поэтому весной, перед вступительными экзаменами, на заседании Совета ректоров было принято решение: при поступлении в вуз абитуриенты вместе с другими документами должны предъявлять и справку из наркологического диспансера. Увы, ситуация сложилась по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось как всегда. Наркологический диспансер, как добросовестный исполнитель, сразу же разработал три вида справок и предоставил их вузам на выбор. Если администрации достаточно того, что их будущий студент не состоит на учете в наркодиспансере, то за 12 рублей он мог получить такую справку при условии, что его фамилия действительно не значилась в картотеке. Другая справка, но уже за 85 рублей, выдавалась на основании осмотра врача-нарколога, а третий вариант предполагал тестирование с использованием тест-полосок. Эта услуга стоила 200 рублей. Как известно, все платное у наших людей вызывает жуткое недовольство. Когда родители абитуриентов узнали расценки за справки, они подняли шум: по какому праву вы проверяете наших детей, да еще деньги за это берете? И тут вдруг выяснилось, что юридически эта акция действительно ничем не подкреплена. ГУО распоряжение тестировать абитуриентов не давало. Институты в проверке будущих студентов на наркотики особо не заинтересованы. В итоге наркодиспансер оказался крайним – сам себе придумал головную боль, самому за нее и пришлось отдуваться. Однако даже после всех общественных оплеух, полученных в результате непродуманной кампании, врачи-наркологи продолжают утверждать, что тестирование на наркотики абитуриентов – вещь крайне необходимая. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что среди пяти анализов, сделанных при помощи тест-полосок на начальном этапе проверки абитуриентов, один дал положительный результат.

газета "Вечерние Челны"

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вернуться в ленту