наверх
1545

РУССКИЙ ЭКСТРИМ

01 октября 2003

В челнинском поисково-спасательном отряде работают либо энтузиасты своего дела, либо неугомонные экстремалы. А как еще можно назвать человека, получающего за работу водолаза, альпиниста, психолога, медика и водителя три тысячи рублей? Один из таких «экстремалов» - Андрей Козин, человек непростой судьбы, получивший в свое время серьезное ранение на чеченской бойне и переживший недавнюю смерть жены. Однако, при всей неустроенности быта Андрей ни разу не пожалел о том, что работает спасателем:
- Вернулся домой из Чечни, работу в городе было найти очень сложно. А тут как раз по телевизору передачи о службе спасения стали показывать, в газетах про них писали. Понял, это - мое. Сам я не один год прослужил в армии, есть кое-какие навыки, неплохо разбираюсь в автомобилях. Вот и решил попробовать...
Наш отряд оснащен, конечно, слабовато. Обычных веревок порой нет, не говоря уже о гидравлическом оборудовании. Не дай бог, произойдет какой-нибудь завал - будем разбирать голыми руками. На весь отряд один раздолбанный «уазик», который постоянно ломается. Да и бензина для него выделяют мало, поэтому на покупку горючего иногда приходится тратить собственные деньги. Сложно бывает, когда поступают сразу несколько вызовов о помощи - машина-то одна, а территорию мы обслуживаем обширную, от Мензелинска до Мамадыша. Личный «Москвич» уже на этой работе угрохал. Городским властям мы, видимо, пока «до лампочки». Но это до тех пор, пока в городе что-нибудь серьезное не случится.
- Если поступил вызов, а машины нет рядом, что тогда?
- Приезжаем на такси или на автобусе, в зависимости от наличия времени. Ребятам из «Ока-такси» спасибо - оперативно реагируют на наши вызовы. Разумеется, за проезд платим. Хотя есть у них один водитель, позывной «Капитан», который нас бесплатно возил. Посмотрел, как мы ребенка однажды спасли, и сказал: «Нет, ребята, денег не нужно, вдруг у меня такое случится».
А с общественным транспортом вообще анекдот. Ребята в форме заходят в салон, а кондуктор им: «Платите за проезд!». «Мы же, - говорим, - из МЧС, пожарные тоже из нашего ведомства, они-то ездят бесплатно». Но этим их не проймешь. Порой такие упертые женщины попадаются: «Вы не пожарные, а спасатели, так что платите!» Что нам с ними, драться что ли?
- Какую помощь обычно просят челнинцы?
- В основном все просьбы связаны с квартирами: кто-то остался внутри, а на звонки не отвечает, кто-то потерял ключи и т.д. Летом, конечно, работы больше - добавляются купающиеся и дачники. А зимой обычно по пьянке коченеют. Нашли как-то мужичка - замерз совсем, побелел уже, но зато бутылку держал крепко.
- Вспомни свой самый сложный выезд...
- В прошлом году это было, чуть не утонули. В одном из коллекторов пропало три человека, воровавших через подземные коммуникации запчасти с Автосборочного завода. Два трупа у очистительных сооружений были найдены сразу, а третий как в воду канул. Милиция попросила нас тщательнее провести поиск. Предоставили секретную схему подземных сооружений завода. Спустились под землю, а там течение сильное, вода то холодная, то горячая. По пути увидели большие баллоны, обвязанные проволокой. Видимо, с их помощью ворованные запчасти и переправлялись. Привязали мы себя с напарником Серегой Мироновым к этим баллонам и понеслись! Никакие американские горки с этим не сравнятся - вот он настоящий русский экстрим! Плывем и песни поем. Вскоре поток воды усилился, а впереди, оказывается, водопад был, который ни на каких схемах не указан. От резкого торможения стерли все подошвы на ботинках - одни шнурки остались. В районе Орловского кольца показалась одна большая сточная труба, куда все стекается. Вот тут стало жутковато: воды все больше и больше, темным-темно, коллектор обрушенный, всякие тряпки, проволока, штыри... Подошли ближе к завалу, видим, чья-то спина. Однако чувствуем, что воды уже по горло и затягивает нас под этот завал. Поняли, руками его не вытащить. Попытались пойти обратно - бесполезно. Двигаться не можем, нас затягивает, носочками уже еле до земли достаем. Долго брыкались, затем друг в друга локтями уперлись, вонзились ногтями в трубу и потихоньку стали выбираться. Прошли мы эти 700 метров за два с лишним часа. Вылезли уставшие, милиционеры нам немного налили, но расслабляться рано, доставать человека все равно нужно - родственники умоляют. Связали мы все имеющиеся веревки (даже у нижнекамского отряда взяли) и полез я туда уже один, а чтобы не было страшно, песни орал во всю глотку. С трудом его зацепил, а вытащить не могу - мужчина тяжелый, распух. Кое-как дотащил. Видимо, эти мужики, скрываясь от милиции, попали в ловушку и захлебнулись...
- Жутко, наверное, прикасаться к мертвецам?
- Мне нет, я в Чечне на трупы насмотрелся...
- Травмы на работе - не редкость?
- Конечно, пару раз в больнице уже лежал. Из-за контузии голова иной раз побаливает, а однажды, когда предотвращал взрыв 16-этажного дома в 18-м комплексе, у меня от перенапряжения лопнула сетчатка правого глаза. Зимой это было. Хозяина одной из квартир избили и ограбили. Очухался он в БСМП и вспомнил, что в квартире оставил включенный газ и свет, а ключей от квартиры нет. Пришлось лезть через форточку, а там уже конфорки не горят, духота страшная. Если бы появилась хоть одна искорка, точно бы рвануло. А жильцы об этом даже не знали. Вот и «перегорел» у меня глаз. Думал, ослепну, но вроде обошлось.
- А есть ли вызовы, на которые выезжать вы не торопитесь?
- Когда чувствуешь, что звонит нетрезвый человек. Мы с такими стараемся дел не иметь. Не может открыть дверь, пусть обращается в службу «три ноля» - там за деньги помогут. Одному вон замок спилили, а он ключ в кармане нашел. Начал вопить: зачем замок сломали! Иногда во время белой горячки народ на нас с топорами кидается.
Как-то ночью заперся один такой в квартире и неизвестно, что с ним. Спустился я, через форточку влез, вижу, вроде спит. Начал ковыряться в замке и краем глаза заметил, что он со стулом уже на меня бросается. Пришлось его заламывать. В другом похожем случае залез ночью в квартиру с фонариком. Лежит на кровати вдрызг пьяный мужик, смотрит на меня и спрашивает: «Ты кто?» Дух, говорю, святой, тот повернулся и вновь захрапел. А однажды обратилась к нам нетрезвая дама: «Ребенок изнутри закрылся, помогите!» Ситуация чрезвычайная, мы тут же включаем «мигалки» и мчимся на место. Открываем дверь, выходит детина выше меня ростом: «Мама, ты водки принесла?» Мы у нее спрашиваем: «И это ваш ребенок?» А она важно так отвечает: «Он для меня всегда останется ребенком».
Как-то с другим своим напарником поехали на вызов - жильцы забили тревогу, мол, соседка-инвалид неделю уже не появляется. Вскрыли дверь, лежит женщина лицом в пол, думали труп. Однако она стала подавать признаки жизни. Оказалось, что у нее опухоль мозга, закружилась голова, упала и сильно ударилась, неделю не могла встать. Самое поразительное, что неоднократно в эту квартиру заходил ее сын-наркоман и ничего не предпринимал!
А есть еще и оборзевшие личности, особенно те, кто живет в достатке. Вызывают спасателей с таким гонором, как будто мы им по гроб жизни обязаны. Потеряла как-то обеспеченная дамочка ключ от дорогой квартиры и говорит: «Так, дверь не ломать, форточку тоже». А что же, спрашиваем, делать? Удивляется: «Неужели у вас нет ничего, чтобы поковыряться в замке и открыть». Мы же не домушники, отвечаем. И тут началось! Мол, я напишу, куда следует, пожалуюсь на вас и т.д. Но в целом мы чувствуем уважение к нам со стороны горожан. Особенно сердечно благодарят старики. Кормить нас после проделанной работы начинают, пирожки в карманы суют...
- Без курьезов, наверное, тоже не обходится?..
- Их очень много, в основном, они связаны с квартирами. Родители приехали с дачи, но дверь открыть не могут - в двери ключ изнутри. На стук и звонки их дочь не отвечает. Те забеспокоились, говорят, готовится к экзаменам, очень впечатлительная девочка, как бы чего не вышло. Спустились мы к форточке, а она в спальне с мальчиком лежит. Дверь открыли, парень тут же и выскочил. Или закрылся однажды мужик в квартире, нам сказали, что «закодированный». Ломать дверь не стали, опять же спустились. Открываем - лежит труп! Вызвали милицию, стали оформлять бумаги. В самый разгар описи «труп» открывает свой мутный глаз, медленно достает из-под дивана новую бутылку самогона, практически опустошает ее и возмущенно обращается к нам: «А чего вы здесь делаете?» Мы в шоке.
- Чем ты занимаешься в свободное время?
- Его у меня практически нет, все время на работе. Не могу без напарников долго оставаться, начинаю скучать. В выходные ремонтирую наш «уазик» или катер. Иногда с сыном бабушку навещаем, бывает, вместе с парашютом прыгаем - мы же с ним экстремалы. Нравится мне такая работа. Однажды даже роды принимал в своем «Москвиче» - не успел женщину довезти до больницы. Но все прошло нормально. Рад был, как собственному ребенку.
Р.S. Телефон челнинского поисково-спасательного отряда - 51-11-11

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вернуться в ленту