наверх
2281

РАВИЛЬ. ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

15 октября 2003

В предыдущем материале о наркомании мы рассказали историю Равиля: как за несколько лет он «спрогрессировал» от анаши до нескольких кубиков героина в день, прошел несколько курсов лечения - как официальной медициной, так и нетрадиционной. К тому моменту, когда у Равиля выявили ВИЧ, не нашлось бы человека, который не назвал бы его «конченым»: опустился, высох, квартира превратилась в притон, родные почти отвернулись...
«...Я cнова решил лечиться - потому что употреблять уже не мог, а НЕ употреблять не умел. Лег в наркологический диспансер. И там однажды пришел на занятие группы анонимных алкоголиков - ради интереса. Думал, собираются «синяки» и рассказывают друг другу, как они чудили по пьяни. Пришел от нечего делать, а оказалось, это единственное место, где меня слушали и были мне рады. Здесь мне никто ничего не обещал. Через какое-то время нас, наркоманов, постоянно посещающих собрания АА, стало несколько. И нам предложили отделиться. Алкаши все-таки чаще взрослые, состоявшиеся люди, более сознательные. А мы молодые, жизни не видевшие. Знаете, чем алкоголик отличается от наркомана? Они оба могут украсть у вас деньги, но только наркоман сначала поможет вам их найти - он умеет войти в доверие.
Мы отделились через три месяца. 4 марта прошло наше первое самостоятельное собрание. Нас собиралось когда сорок человек, когда трое. Родные считали, что я втянулся в какую-то секту. Мне говорили: «Тебе надо бежать от них, от наркоманов, а вы кучкуетесь...»
Наркомания - болезнь зависимости. Я могу зависеть от всего: от еды, от похоти. Я, например, и в автоматы играл - проигрывал бешеные деньги. Про наркотики говорят: «Одного раза слишком много, а тысячи - всегда недостаточно». В игре то же самое - самый большой проигрыш начинается с 5 рублей.
Анонимные наркоманы работают по программе «12 шагов», приложимой, кстати, к любым человеческим порокам: от алкоголизма и наркомании до компьютерной зависимости и обжорства. 12 принципов программы принимаются и прорабатываются постепенно, пошагово. Первый звучит так: «Мы признали, что бессильны перед наркоманией и признали, что наши жизни стали неуправляемы».
Год со дня рождения челнинской группы АН отмечали с гостями: анонимными наркоманами из других городов, родителями. В зале молодые и удивительно красивые люди: как будто наркомания вербовала в свои ряды самых видных. Психологи ГНД говорят: видели бы вы их раньше - истощенные, жалкие. Каждый из «бывших» начинает рассказ про себя так: «Я - Альбина (Иван, Ирина, Альберт), наркоман(ка)». Родители утирают слезы. Среди участников АН есть люди, которые наркоманили по 20 лет...
«Чтобы начать выздоравливать, - говорит Равиль, - наркоману необходимо понять, что такое наркомания. Многие считают, что это не болезнь, а клеймо. Дурная привычка, слабость характера. Но в действительности наркомания - болезнь тела, разума и духа. Анонимные наркоманы основываются на привлекательности своих идей, а не на пропаганде. Главное оружие выздоравливающего наркомана - это наши примеры. Воздержание от наркотиков и выздоровление - это разные вещи. Например, человек в тюрьме 5 лет не употребяет, выходит на свободу и говорит: я уже не наркоман. Но это не значит, что человек вылечился. Это ремиссия - период воздержания. Иногда наркоман пытается сделать употребление контролируемым, и говорит себе: «Только раз в неделю». Это ни к чему не приводит. Как можно контролировать то, что контролирует тебя? Не мы имеем наркотики, а они нас.
Есть три части болезни: духовная, физическая и разумная. Физические ломки не так страшны, их могут снять. И разумная часть не так опасна - можно сменить место жительства, перекумарить, про нее психологи могут рассказать. Духовная часть болезни - полная сосредоточенность на собственном «я» - страшнее. А с ней никто не работает, с ней человек находится один на один. И самый лучший лекарь для него - такой же наркоман. Наркомания хитрая, если с ней не работать постоянно, она снова проявит себя.
У каждого наркомана свой срок - пока он его не прочувствует, бесполезно что-то говорить, убеждать. Я тоже так начинал: казалось, в любой момент могу остановиться. И меня никто не мог убедить, что я становлюсь наркоманом...
Сейчас Равиль почти два года не принимает наркотики, а также другие «химические вещества, изменяющие сознание». Равиль - не настоящее его имя: анонимные наркоманы должны оставаться анонимными.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вернуться в ленту