наверх
895

РАБОЧИЙ ТУЗИК

25 января 2006

Для этих собак праздник не был радостным. Их не кормили вкусными котлетками, не чесали за ушком. Бродячим псам, живущим за городом, в зимние каникулы пришлось труднее обычного.

Заводчане, прикармливающие беспризорных дворняг, отдыхали.
Те, кто давно работает на заводе, подметили, что у остановок их встречают одни и те же псы. А если вдруг появляется посторонняя собака, ее прогоняют со своей территории. У каждой остановки «работает» своя стая. Небольшая, собаки по две-четыре. У них прекрасно развито чувство времени. Они появляются в те часы, когда трамваи привозят новую смену. Выходишь, а тебя встречают привычные бобики, поглядывают: кто сегодня подкинет косточку.
У них разделены территории: едешь мимо на машине, и на определенных участках провожают разные стаи. В начале «своего» участка встретили, проводили с лаем до конца, там уже эстафету принимает другая стая.
Встречаются собаки и на самих заводах. На ЗРД живет Шурик. Некрасивый, длинный коренастый пес с лапами, как у бульдога. Пес крепкий, довольно упитанный. От еды никогда не отказывается и всех, кто хоть раз покормил, помнит и просит еще. «Иду третьего января на смену. Шурик встречает. Дурак дураком. В мишуре, кто-то на голову ему намотал, чтобы лишай прикрыть. Смотрит в глаза преданно, как не дать еды. Да и год Собаки все-таки. Отдал половину беляша, который на обед себе взял». Шурик – собака легендарная. Рабочие рассказывают, что как-то собака уснула под машиной и не проснулась, когда та завелась и поехала. Думали после такого переезда Шурик – не жилец. Нет, оклемался. Только одну лапу парализовало.
В районе Стройбазы работники одного из открытых там производств во время перекуров наблюдали за жизнью стаи крупных собак, очень похожих друг на друга. Почему они похожи, стало понятно со временем. Все псы были родственниками. Жили на большом участке, граничащем с производственной базой. Были не совсем одичавшие, основной прокорм им обеспечивали рабочие: «Несколько раз, после длинных выходных, мы возвращались и не видели щенков. Вряд ли они умирали от голода, мы не видели трупиков. Наверное, свои же и съедали».
В районе БСИ одно время, пока площади стояли пустыми, еще не арендованные под разные производства, невозможно было выйти из машины. Автомобиль окружала огромная свора собак свирепого вида. Сейчас все собаки – при чем-нибудь. Охраняют территорию, за это их кормят охранники, рабочие. По словам одного из сотрудников охраны, когда приносной еды мало, специально для собак варят кашу. Деньги на прокорм выделяют далеко не все хозяева.
У лодочной станции, в районе гаражей, раньше жила стая здоровых псов. Хозяева гаражей прикармливали их, так они не кидались с лаем, узнавали. После того, как самую страшную из них – вожака сбил грузовик, пропала и сама стая. Сейчас там живут мелкие собачки. Свято место, как говорится… Теперь люди носят косточки им. Те отрабатывают пропитание. «Я шел домой и смеялся. Покормил собачек, они меня за это до дома провожали. Еще всех встречных облаивали».
Своя свора обитала у ЗТЭО «Татэлектромаш». Еще летом собак было с десяток. Сейчас псов осталось только два или три, и куда они подевались с холодами – никто сказать не может. Псы выбегали к проходной утром и вечером – провожать и встречать автобусы с рабочими. Обычно мирные, проблем они никому не создавали, пока однажды не накинулись на ребенка. Маленький мальчик был, видимо, из ближайшей деревни, откуда часто приходят местные, продают молоко, картошку, овощи рабочим. И если бы взрослые вовремя не отогнали собак от малыша, он бы пострадал.
То, что промышленная зона сейчас – главное средоточие собачьих стай, подтверждает руководитель участка по отлову безнадзорных животных по городу Набережные Челны при КУП «Челныкоммунхоз» Равиль Хафизов:
- Бродячих собак год от года становится меньше. Это доказывают и наши наблюдения, и цифры. С апреля 2003 года, когда создали наш участок, было отловлено 1238 собак, за 2004 год – 1717 псов, за прошлый год – 1580.
Группировки собак остались только за городом, в промышленной зоне. А мы - коммунальщики, обслуживаем в первую очередь город. Руководители предприятий, желающие очистить территорию, всегда могут обратиться к нам. В числе тех, с кем постоянно сотрудничает наша служба - Литейный завод, Кузнечный завод, где мы ежемесячно должны отлавливать по 10-12 животных, «Челныводоканал».
«Заводские» псы обитают в теплотрассах. Прячутся очень умело – мы, например, 3 года уже охотимся за одной рыжей псиной с Литейного. Но ей каждый раз удается скрыться – такая хитрая.
Люди бывают недовольны нашей работой, считая негуманной, указывают на опыт создания в некоторых городах питомников. Но ведь в питомниках что делают? Собирают бродячих собак, стерилизуют и выпускают назад на улицу. От этого псы не становятся менее агрессивными, они так же кусаются и разносят болезни. Питомники – не решение проблемы».
Уменьшение числа бродяжек идет не только за счет службы отлова. По данным «Благотворительного общества опеки бездомных животных», 90% потомства бездомных животных погибает в раннем возрасте. Выживает менее 10 %. Пополнение числа бродячих собак идет за счет выброшенных животных. Получается, что сейчас меньше заводят, меньше бросают. Не могут же так уменьшить численность бродячих собак бродячие люди?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вернуться в ленту