499
ПРОЩАЙ, ЧАСТНИК!
29 марта 2006
На эти вопросы мы попросили ответить доцента института управления, кандидата экономических наук Наталью Мандрикову и профессионального аудитора, директора фирмы «Миссаудит» Оксану Большакову.
ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?
По мнению Натальи Мандриковой и ее коллег по институту, государство не смогло найти способ просматривать реальные доходы бизнеса, работающего по системе единого налога на вмененный доход. Государству надоело возиться с вечно обманывающими и чуть что жалующимися на судьбу «чепэшниками». Оно делает все для того, чтобы предприниматели отказались от индивидуального статуса или уступили место АО, ООО и т.п. Если учесть, что в Челнах около 37 тысяч ЧП, а за перерегистрацию берется сбор 3.5-4 тысячи рублей, то только на этом местный бюджет может заработать около 100 миллионов. В госказну пойдут и деньги за лицензии на право торговли алкоголем. Сбор за одну лицензию – 60 тысяч рублей. "Юридические лица» проще контролировать, легче взыскивать долги. А еще юрлица лазейки к сокрытию доходов вынуждены искать с помощью «покровителей». С выгодой для последних.
ЧТО БУДЕТ?
Государству выгодно иметь состоятельных граждан. Даже при условии, что они скрывают доходы. А «чепэшники» относительно обеспеченные люди. Они содержат себя и свои семьи, создают рабочие места, потребляют товары, поддерживая спрос на рынке и уплачивая налоги со своих покупок. И если сейчас «чепэшники» найдут способы выжить, государство получит дополнительные доходы и не останется в убытке в перспективе.
Но сценарий может быть иным. Из-за запрета торговать алкоголем разорится большинство мелких магазинчиков. Местный налог, который арендодатели «вбили» в арендную плату, рост других налогов и расходов могут оставить без работы сотни, если не тысячи торговцев. Несмотря на то, что торговцы заставили депутатов налог снизить, одна арендная плата у них сейчас около 2 тысяч рублей. А доходы остались в среднем на уровне 6-9 тысяч. Это с одной стороны безработица и падение покупательской способности. С другой – монополия крупных торговых сетей и магазинов. Которым проще будет поделить рынок и договориться о ценах. Цены взлетят вверх. Поэтому государство реально рискует выиграть сиюминутно и сильно проиграть потом.
- Дело еще и в том, что бизнес ЧП – повышенно рискованный, и потому здесь появляются идеи, которыми «кормится» и средний, и крупный бизнес. Не будет мелкого бизнеса – идеи придется покупать или воровать за рубежом, - добавляет Мандрикова.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
«Чепэшники» далеко вперед не загадывают. Еще и потому, что услуги специалистов дороги для индивидуала-одиночки. И даже за свои права «чепэшники» в одиночку бороться едва ли решатся. «Владельцы торговых мест и площадей незаконно перекладывают налог на сдачу в аренду на торговцев. Это налог на их доход и сдача в аренду здесь ни при чем!" – говорит аудитор Оксана Большакова. Но... добавляет к сказанному, что никто из предпринимателей не пойдет «войной» на арендодателей. И Большакова, и Мандрикова в один голос говорят о том, что частным предпринимателям стоит подумать об объединениях.
- Объединиться могут несколько человек, - говорит Мандрикова. – Можно создать ООО, а под его «крышей» оставить свое дело в неприкосновенности, - развивает подсказку Большакова. Вместе легче найти деньги на оплату услуг аудиторов, юристов, маркетологов. Совместными усилиями проще развивать дело.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Вернуться в ленту