1881
ПРО ЖКХ И РЕФОРМУ
26 мая 2004
На наши вопросы ответил начальник департамента Фанис Низаметдинов. Он сообщает, что «основные направления реформирования определили состояние и проблемы жилищно-коммунального хозяйства». В принципе, эти проблемы известны, мы их на собственной шкуре испытали. Корень всех этих проблем в том, что огромным жилым фондом заведовала одна организация: ГЖУ. По большому счету, оно само себя и контролировало. Еще в 90-х руководители города поняли, что нужно что-то менять. И Горжилуправление перестало быть монополистом задолго до апрельской реформы 2003-го. В 99-м часть жилья на обслуживание приняли КУП «Челныстройремонт», затем - КУП «Махалля».
«С 2001 года ведется целенаправленная работа по привлечению частного капитала к обслуживанию жилищного фонда». В жилкоммунхоз стали приходить частные предприниматели. В нескольких частных предприятиях работают дворники, «чепэшники» занимаются производством инвентаря и т.д. Департамент сообщает, что частными предпринимателями обслуживается около 10 тысяч квартир. В том смысле, что примерно такому количеству квартир «чепэшники» оказывают те или иные услуги.
Как говаривал незабвенный советский лидер, процесс пошел. И «в начале 2003 года в адрес главы администрации города поступило более 10 обращений от различных организаций о передаче им на обслуживание жилищного фонда города», - пишет Низаметдинов. Предприимчивые руководители уловили, куда ветер дует. И руководство города пошло им навстречу. «После тщательного анализа производственной деятельности предприятий в апреле 2003 года определены в качестве управляющийх компаний 4 частные фирмы: «Ремжилстрой», «Электротехников», «Камстройсервис», «Паритет». Демонополизация состоялась. Бывший «монстр» Горжилуправление теперь обслуживает подземные переходы.
Следующие задачи: финансовое оздоровление в сфере ЖКХ, совершенствование тарифного регулирования (от этого зависят цены на коммунальные и прочие услуги - ред.), разделения функций управления и обслуживания (от этого зависит эффективность услуг - ред.) и обеспечение социальной защиты семей с низким уровнем доходов. Уже сегодня департаменту есть что сказать и по этому поводу. Впервые за многие годы горожане прожили зиму в тепле. Дома, в которых с теплом были проблемы, можно пересчитать по пальцам. В 2,5 раза увеличились объемы ремонта в жилфонде. Это потому, что внутри ЖКХ нашлись деньги на ремонт. Примерно во столько же раз сократилось количество жалоб от жильцов. Это потому, что управление и контроль за работой улучшились.
Есть и другие ощутимые перемены. В ЖЭКах перестали хамить жильцам. Или почти перестали. Забылись те времена, когда за любую справку в Горжилуправлении приходилось чуть ли не драться. А в нашей почте появились письма с просьбой поблагодарить или поздравить с праздником рядовых тружеников ЖЭКов. «С приходом частного бизнеса применяются новые методы, подходы и технологии в работе. В центр своей деятельности предприятия ставят интересы жителя и качество оказания услуг», - отмечает и Низаметдинов.
В прошлом году в течение короткого времени все местные ЖЭКи тоже приватизировались и стали частными фирмами. Возник вопрос: а как быть, если людям перестанет нравиться то, как им оказываются услуги? «Если качество оказываемых услуг не будет на должном уровне, замена частных подрядных организаций будет проводиться на конкурсной основе», - сообщает Низаметдинов. А с управляющими компаниями сейчас заключаются договора. На определенное время. Будет компания плохо работать - не будет с ней договора. Значит, на ее место придет другое предприятие. Впрочем, про будни одной из управляющих компаний нам рассказал гендиректор фирмы «Паритет» Риф Валеев.
ПРО ЖИЛЬЕ
И КВАРТПЛАТУ
- Риф Хузеевич, как ваша фирма оказалась в числе управляющих компаний? Как вообще определялось, кому быть управляющей компанией?
- Как директор, я в этом прямого участия не принимал. Но, насколько я знаю, покойный Хамадеев был обеспокоен состоянием дел в жилом фонде. Собрал руководителей предприятий, которые могут взяться за эксплуатацию жилья, и посоветовался с ними. Было предложено разделить город по частям. В этом случае с помощью управляющих компаний можно четко проследить, куда девается квартплата. Ведь сама компания никаких работ не производит, ЖЭКи все делают самостоятельно. Наши функции - контроль. У нас есть общий отдел, куда жалуются жильцы, и отдел эксплуатации - это кураторы, которые принимают выполненные ЖЭУ работы.
- То есть, вас пригласили и предложили принять жилфонд?
- Да. Я тогда работал в управлении капстроительства города. Сначала управляющей компанией было строительно-монтажное управление УКСа. Потом встал вопрос, что СМУ не может заниматься и строительством, и эксплуатацией. И создали ООО «Жилищное управление «Паритет».
- А с кем у вас заключен договор на управление жилым фондом?
- Сейчас заключаются трехсторонние договора. Между управляющей компанией, министерством земельных и имущественных отношений и министерством ЖКХ Татарстана. Работа идет так долго потому, что это впервые. Подобного, по-моему, во всей России нет. Поэтому много вопросов, нужно, чтобы все соответствовало законодательству.
- В таком случае, почему мы, владельцы квартир и квартиросъемщики, должны быть уверены, что вы с нашими деньгами работаете честно?
- Хотя бы потому, что я могу показать, на какие нужды уходят деньги. У нас сначала составляется годовой план работ. В этом плане учитывается 100-процентная оплата жилья и коммунальных услуг жильцами. План разбиваем по кварталам. Потом - по месяцам. После чего корректируем его с учетом реальных поступлений.
Движение денежных средств идет исключительно через банк - это легко проверяется. Числа 10-15-го каждого месяца я точно знаю, сколько денег поступило тому или иному ЖЭУ через Городской расчетный центр. Сколько выдано зарплаты, сколько куплено материалов и куда эти материалы ушли. Все документируется, все прозрачно, я могу отчитаться за все до копейки.
- Управляющая компания - фирма, ЖЭКи на местах тоже стали ООО. Но ведь конкурентами между собой ЖЭКи не стали. Как обслуживали, так и обслуживают свои территории. Внутри этих контор работники остались прежние, между ними тоже конкуренции никакой. И закон позволяет сантехникам, электрикам. становиться частными предпринимателями и тоже браться за обслуживание жилья. Но нам известно, что и специалисты городского департамента ЖКХ, и специалисты управляющих компаний против появления ЧП сантехников, электриков. Жилые дома на обслуживание этим ЧП точно никто не отдаст. Как же быть с борьбой с неоправданными издержками, за эффективность и качество услуг?
- Жильцы любого дома могут выйти из этой системы. Создать товарищество собственников жилья и выбирать тех, кто будет их обслуживать, по своему усмотрению. Но сегодня создавать ТСЖ в любом доме, кроме новостроек, экономически нерентабельно. Не верите - пройдитесь по подвалам, по крыше, загляните в мусорокамеры. Про подъезды не говорю, их состояние очевидно. Зато могу напомнить про ежедневное воровство и про такие непредвиденные расходы, какие и на ум не придут.
Вы знаете, например, что есть дома, где сползает крыша? Она состоит из двух плит. Так вот, начали ломаться опоры, с помощью которых верхняя плита лежит на определенном расстоянии от нижней... В городе, по-моему, только у нас есть технология ремонта такого дефекта. Нужда заставила - придумали. Поднять одну плиту стоит около 4 тысяч рублей. Косметический ремонт любого подъезда требует средств намного больших, чем платят все его жильцы. Даже при таком фантастическом ныне условии, что в подъезде нет злостных должников и все квартплату платят вовремя.
Вот почему, если ЧП возьмется за комплексное обслуживание дома, я соглашусь. Пусть забирает всю получаемую с этого дома квартплату и хозяйничает. А если захочет, скажем, взять только сантехнические работы - я категорически против. И деньги жильцов пропадут, и дела не будет.
Из-за состояния жилфонда рано говорить и о снижении квартплаты. Сейчас наша задача - удержать ее рост. Хотя бы вровень с инфляцией.
Получилось, что я вам обрисовал все основные задачи. Как быстро мы с ними справимся - зависит от жильцов. Будут платить квартплату, мы будем двигаться к ее снижению. Не будут - продолжим просто спасать дома от разрушения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Вернуться в ленту