наверх
2410

КРЕСТЫ И ПОЛУМЕСЯЦЫ

18 июня 2003

КРЕСТЫ И ПОЛУМЕСЯЦЫ
В городской администрации считают, что в Челнах около 25 тысяч верующих: 10 тысяч мусульман, 10 тысяч православных и 5 тысяч протестантов. Есть еще другие религиозные организации - католиков, буддистов, евреев-хасидов, бахаистов, кришнаитов, баптистов, но

В городской администрации считают, что в Челнах около 25 тысяч верующих: 10 тысяч мусульман, 10 тысяч православных и 5 тысяч протестантов. Есть еще другие религиозные организации - католиков, буддистов, евреев-хасидов, бахаистов, кришнаитов, баптистов, но они малочисленны и своих культовых зданий не имеют. Нет помещения для совершения обрядов и у челнинских протестантов, но под строительство молельного дома им уже отведена земля за 12-м комплексом.
У мусульсан в Челнах 6 действующих мечетей. А если считать с мечетью Круглого Поля - получится 7. Предстоит еще построить две крупные мечети в 48-м комплексе и около здания городской администрации, а также 3 небольших в 4, 31 и 38-м комплексах. Итого будет 12.
У православных три построенных культовых здания. Предстоит достроить храм Серафима Саровского (около КБКовских домов) и воинский (на берегу Камы), но сами православные уже считают их действующими - службы там идут. Если построят и церковь Святой Татьяны, православных храмов в Челнах будет 6.
В горадминистрации считают, что сегодня мест для молящихся вполне хватает, но еще какое-то количество мечетей и храмов может быть построено там, откуда сейчас верующим добираться далеко.

Альфас-хазрат: «МЕЧЕТЬ ДОЛЖНА ПОРАЖАТЬ НЕ РАЗМЕРАМИ...»
Глава мусульман Челнов, имам-мухтасиб города Алфас-хазрат Гайфулла считает, что за все годы существования мусульманских общин в Челнах особых проблем не возникало ни с властями, ни с народом.
- Алфас-хазрат, сколько, по-Вашему, в Челнах мусульман? Не тех, кто появляется только по праздникам, а настоящих?
- Истинно верующих, которые совершают намаз 5 раз в день, думаю, тысячи 3-4. А если учитывать женщин, то, наверное, тысяч 10 будет - ведь женщины чаще прибегают к вере, они просто не ходят в мечеть. Радует, что в последнее время стало много молодежи. Ведь думают, что религия - удел стариков. Сейчас в Челнах уже около 200 человек, которые совершали хадж в Мекку. Прадедам нашим было труднее - они очень хотели совершить паломничество, но самолетов не было. Шли к святым местам пешком, полтора-два года.
- А сколько на такое количество прихожан приходится священников? Есть ли какое-то штатное расписание?
- В мечети должен быть имам-хатиб и муэдзин. Собственно, можно обойтись этим. Но у нас в каждой общине пока только имам-хатиб, исключение - «Тауба», где их двое. Так что всего мусульманских священнослужителей в Челнах 12-13 человек. Оклад у них примерно одинаковый - от 2 до 3 тысяч рублей. Но это в мусульманских государствах мечеть может обойтись без сторожа, без счетовода - они ведь ничего не платят. А у нас имам-хатиб вместе с махаллей решает, кого брать на работу: сторожа, бухгалтера. Деньги на зарплату работников мечети в основном идут от пожертвований. При некоторых мечетях есть еще магазины - торгуют мясом, книгами...
- А какие счета приходится вести вашим бухгалтерам?
- Налоги и платежи нам еще никто не отменял. Правда, когда пришел Хамадеев, он издал постановление об освобождении религиозных организаций от коммунальных платежей. Месяца три мы ничего не платили. Потом прокуратура его опротестовала. Так что теперь за электричество во всех мечетях платим, потому что отключения были. А вот с платежами за воду, тепло, канализацию сложно. Некоторые большие мечети не справляются, потому что выходит по 30-40 тысяч в месяц. Эта наша беда. Мы по всем инстанциям пишем, даже президенту, но пока этот вопрос не решили.
- Почему встало строительство мечети «Сююмбике» около администрации города? В центре города много лет одни вагончики...
- Строительство этой мечети началось при подъеме национального самосознания, мы все тогда болели гигантизмом. Построили «Таубу» - первую такую большую мечеть в России. На этой волне взялись за «Сююмбике» - мечеть еще больше. Надеялись на помощь мусульманского мира, из Саудовской Аравии. Не получилось. А вести стройку мизерными средствами не имеет смысла. Я думаю, время подойдет, мусульмане станут более осознанными. И тогда будет потребность в этой мечети. Она была бы мусульманским центром: и мечеть, и учебное заведение, и управление мухтасибата. Но сейчас нам больше нужны маленькие мечети. Потому что мечеть должна брать не размерами, она должна быть удобна для прихожан - пришли, помолились и разошлись. Сейчас в Челнах 5 мечетей на стадии строительства.
Подойдет время, когда руководители и депутаты поймут, что мы работаем на это государство и на этот город, воспитываем людей. Бездуховность задушила нас, а я не вижу силы, кроме религии, чтобы вернуть утраченное. Когда человек не боится Бога - он не боится никого.

Отец Олег:
«НЕ МЕШАЛИ БЫ...»
«Дружба народов - главное богатство!» - гласит лозунг около здания городской администрации. А как насчет дружбы конфессий и одинакового к ним отношения со стороны власть приедержащих? О том, как живется в Челнах православной церкви - наш разговор с Благочинным по Набережночелнинскому округу протоиереем Олегом Богдановым.
- Отец Олег, сколько, по-Вашему, у нас православных и сколько в идеале в Челнах должно быть храмов?
- Совет по делам религий при Кабинете министров Татарстана распространил информацию, что верующих православных в республике 15%, а мусульман - 85%. Я когда с представителями этого Совета встретился, спросил: «Вы почему профанируете?» Они говорят: «Это потому, что мечетей в Татарстане около тысячи, а православных храмов - всего-то 150». Так они считают. А давайте другую статистику возьмем: нас здесь русских и татар приблизительно поровну. Но не нужно забывать, что еще есть кряшены, которые тоже ходят в церковь. Значит, уже не половина...
В Челнах периодически посещающих храм - около 70% русского населения. А регулярно - 7-10%. Это от 30 до 50 тысяч человек. Православию без храмов нельзя: человека, трижды пропустившего без причины воскресную службу, Господь невидимо отлучает от церкви. В Челнах нам нужно около 20 храмов. И это не блажь. Если бы церкви создали нормальные условия, мы бы около 30% социальных программ смогли решать. Разве городу плохо, что освобождались бы бюджетные средства, направляемые на социальные нужды?
- Что это за программы?
- Ухаживание за лежачими больными на дому, куда не доходят патронажные сестры, помощь в больницах; воскресные школы; патриотическое воспитание; помощь малоимущим семьям (обеды, одежда - это наши сестры носят на дом). И мы просили, чтоб нам дали помещение под божедомку. Мы бы и баню с прачеченой там сделали. Суть такой ночлежки - прийти, помыться, поесть, переночевать. Ведь среди бичей, которые в подвалах живут, есть не только опустившиеся, а и пострадавшие, оставшиеся без квартир люди. Мы бы открыли для них небольшое производство. Но не получается, может, плохо просим... А ведь сегодня даже для собак пансионаты открывают.
- Православная церковь в Челнах живет на свои средства или власти иногда помогают?
- Да не мешали бы они... Живем и строимся мы исключительно на средства прихожан и меценатов. Когда строим храм, власти передают нам участок земли и назначают аренду на 49 лет. За рубежом церковь не облагается никаким налогом, а нас обложили и налогом на землю, и местными, и дорожным и всем, что берут со всех предприятий. И все коммунальные платежи оплачиваем.
От пожертвований на свечи и совершения треб (крещение, отпевание) содержатся и 17 челнинских священнослужителей.
- А можно узнать, сколько они получают?
- Напишите, а то некоторые думают, что мы тут все на «Мерседесах». В месяц священнослужители получают от полутора до двух с половиной тысяч рублей.
- Отец Олег, чем закончилась история с церковью Святой Татьяны? И правда ли, что этот храм может быть переименован? Мы и такую информацию слышали...
- Это вам, наверное, в администрации сказали. А чем помешало им название Святой мученицы Татьяны? Помешало, потому что в свое время Хамадеев сказал: «Вы будете заманивать туда студентов - это же их покровительница». А мы никогда никого не заманиваем. По автобусам и по квартирам не бегает церковь православная.
А относительно перспектив - пока неизвестно, где будет этот храм. Землю выделили за проспектом Чулман напротив 48-го комплекса, но строительства-то нет. А договор был такой: нам построят там храм - тогда мы уйдем с нашей территории около парка Победы. Мы там в 97-м году начали строить. Если б не мешали, мы бы уже к 2000 году стояли с золотыми куполами. Раз помешали нам строить на наши средства, где мы хотели, пусть построят сами на новом месте, но, как говорится, под ключ. За год, думаю, можно построить. Если же договор не выполнят, у меня есть благословение от Владыки еще немного потерпеть и продолжать строительство у парка Победы.
- А с другими храмами, кроме Святой Татьяны, были проблемы?
- А строящийся храм Серафима Саровского? И говяжью голову туда бросали, и крест поджигали. И где воинский храм будет, спалили крест. Подожгли в Орловской церкви ризницу...
- Что, по-Вашему, мешает православной церкви нормально жить в Челнах?
- Были бы нормальные политики - заботились бы о согласии между людьми: и о православных, и о других вероисповедующих, и о богатых, и о среднем классе, и о нищете.
Непонятно, почему из названий городских объектов убирают слово «Россия». У нас остались только пельменная «Русь» и киноконцертный зал «Россия». Сейчас говорят, что и зал хотят переименовать - назвать его в честь Салиха Сайдашева. Хороший композитор, но разве нет новых мест или учебных заведений, которым можно было бы дать это имя? Город строила не то что вся Россия, а весь Союз. Неужели хотя бы в память об этом нельзя оставить прежние названия? И не нужно забывать: русских здесь не 5 процентов, а 50...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вернуться в ленту