наверх
2232

КОМУ В ЧЕЛНАХ ЖИТЬ ХОРОШО?

05 сентября 2003

КАМАЗОВЦЫ
В 80-е годы они были довольны жизнью, в 90-е бедствовали. Сейчас надеются на лучшее и боятся повторения худшего.
Наиля Равильевна, камазовский инженер с 26-летним стажем:
«В месяц получаю около 5 тысяч рублей. Оклад стабильный - 3640 рублей, а премия колеблется в пределах 30-40%. 21 год назад по общей очереди получила от КАМАЗа квартиру. Бесплатно. Отпуск - 24 дня. Заболела - больничный. Это бесспорные плюсы.
О вреде заводской работы для здоровья особо не задумываюсь. Хотя было уже несколько случаев, когда у моих коллег выявляли онкозаболевания. Но кто знает, из-за чего...
Считается, что камазовским ИТРовцам сейчас отравляет жизнь страх попасть под сокращение. Я так не считаю. Это наоборот, подстегивает в работе. Но для нас серьезный минус в сокращениях все же есть: инженеров стало гораздо меньше, а объем работы остался. Никаких доплат за это не предусмотрено.
Хорошо подготовленные рабочие востребованных профессий получают куда больше нас. На нашем заводе сварщики по 8-9 тысяч имеют».

МИЛИЦИОНЕРЫ
Майор милиции Р.:
«Средняя зарплата у нас три с половиной тысячи рублей. Нет слов, это очень мало. Представьте, нормально ли чувствует себя мужик, который приносит домой такие деньги. Раньше было много льгот - сейчас почти все убрали. Остался бесплатный презд в общественном транспорте и раз в 2 года - к месту отдыха вместе с семьей. За квартиру, как и все, платим сполна.
Главный минус - работа без выходных. В любой праздник дежурим. Частые болячки - гастрит, язва желудка - это все на нервной почве. Неспроста, 20 лет проработав в милиции, мы имеем право по выслуге лет выходить на пенсию.
Мой сын работать в милиции не собирается. Но если бы захотел, я бы не препятствовал. В принципе, и я свою работу люблю, хотя из-за низкой зарплаты пару раз задумывался об уходе».

ПРОДАВЦЫ НА РЫНКЕ
До перестройки они сами называли себя спекулянтами, после - господами предпринимателями. В период «межсезонья» многие неплохо «раскрутились». Каковы перспективы сейчас?
- Да какие перспективы! - вздыхает Галя, торгующая на рынке «Алан». - Выручка маленькая. Больше 4 тысяч рублей который месяц не получается. Конкурентов много, люди без работы остаются, и все на рынок ползут. А в хорошие времена у меня по 12 тысяч выходило. Сравни: окорочка по 15 рублей были. Тогда квартиру себе купила. Не сразу, конечно, подкопила. Но чего это стоило?
Теперь вся больная. В жару, в холод всегда на улице. Да потаскай товар, руки вывернешь. Многие тут загибаются, у большинства артриты. Вчера только видела женщину, стояли рядом раньше. Хромает, с палочкой. Не дай бог моим детям оказаться на рынке! Хочу, чтобы выучились.
Плохо и то, что торговцы привязаны к рабочему месту. Раньше, если продавец неделю не появлялся, его место могли забрать. Теперь другие проблемы. Каждый день за место и охрану надо платить. Не важно, работал ты неделю или отдыхал - плати 100 рублей в день. Поэтому выходные или отпуск - дело убыточное.
Никого не радует отсутствие стабильности. Каждый год на рынке - перестройка. Сейчас, когда все базары хотят сделать цивилизованными, предприниматели, имеющие железные будки, задумались. Сумма на строительство павильонов нужна немалая. И стоит десять раз взвесить, стоит ли овчинка выделки. «Многие хотят сворачиваться», - уверена Галя.

АРТИСТЫ ЭСТРАДЫ
Певица Лилия Букеева разрешила назвать свое имя, но не захотела обнародовать гонорары.
- Давайте так: меньше или больше 20 тысяч?
- Не могу сказать.
- А если брать не вас, а некоего челнинского певца.
- По-разному. Бывает, что месяц ничего нет. А бывает, что по 50 тысяч зарабатывают.
- Но в любом случае это выгодно?
- Конечно.
- Кроме этого, какие преимущества у вашей профессии?
- Она мне дает желание жить, работать дальше. Не каждый занимается любимым делом. Я - счастливый человек.
- На здоровье работа как-то отражается?
- Пение хорошо влияет на дыхание. К тому же я всегда на людях и должна быть в прекрасной форме. Бегаю, спортом занимаюсь, высыпаюсь. У меня отличная работа.

УЧИТЕЛЯ
- Ставьте нас сразу на последнее место в своем рейтинге! - говорит преподаватель с 30-летним стажем. - Живем в нищете, только что не голодаем. Никаких плюсов в нашей работе нет. Постоянный шум в школе плохо влияет на слух. Из-за постоянного общения с большим количеством детей можно заразиться. Мало ли инфекций в школу несут. И проветрить никак. Сидим, дышим пылью, потому что рамы давно стали рухлядью, которую невозможно открыть.
Хотелось бы, чтобы пересмотрели отношение к учителям на государственном уровне. Пусть через аттестацию. И оплачивали бы по стажу, не разделяя на методистов, старших и ведущих. Чтобы было тысяч 10 в среднем. А то среди нас только энтузиасты остались, слишком нервная работа, жизнь укорачивает. Потому такой доли никому не пожелаю.
Справка. Ставка ведущего учителя (вроде 6 разряда для рабочих специальностей - ред.) с большим стажем составляет полторы тысячи рублей. Раз в квартал даются премии. В среднем - 10% от ставки (за три месяца получается 30%). Отпуск - 48 рабочих дней. Из льгот - возможность выхода на пенсию по выслуге лет.
- Квартиры даже в советские времена учителям редко давали. Из нашей школы только двое на моей памяти получили. Сокращения? Нет, не пугают. У некоторых предметников, например, учителей младших классов, которых сейчас много, с этим могут быть трудности. Но старых хороших педагогов все равно оставят.

СТРОИТЕЛИ
Сами строители считают, что они неплохо зарабатывают по сравнению с другими челнинцами. Это так, если за среднюю городскую зарплату принять сумму в 4 тысячи рублей. У строителей в среднем выходит 5 тысяч. Рабочие тех специальностей, которые берут объемом (плотники, бетонщики), в лучшие месяцы получают по восемь. Но это на успешных предприятиях, у которых есть заказы.
Ирек З., жестянщик 3 разряда:
- Работа как работа. Не хуже и не лучше других. Правда, здоровье на стройке можно оставить. Круглый год на улице, да и надорваться можно. Кран вовремя не придет, а материалы срочно нужно отгрузить. Потом, травматизм у нас большой. И пьянка большая: чуть не половина нетрезвыми работают.
Семья недовольна, когда в командировки отправляют. А куда денешься, если объект в другом городе сдаешь? Зато можно шабашку сделать. Кто рангом повыше - воруют. Знаете, что материалов на стройке всегда в два раза больше, чем нужно? Сразу закладывается на воровство.
Былые «льготы» строителей - квартиры на последних этажах построенных ими домов - давно отменены. Зато отпусков целых два. Зимой две недели после нового года, и две недели в течение года. Для молодежи стройка может стать стартовой точкой для карьерного роста. Выпускники приходят после школы, чтобы получить навыки, заочно получить высшее строительное и годам к 30 стать мастером. А это неплохие деньги.

ЧИНОВНИКИ
Внушительных окладов, которые могли бы впечатлить обывателя, в городской администрации нет. Мы порядком удивились, когда узнали, что даже главы работают не по контракту, а за зарплату. У Рашита Хамадеева она была в пределах 10 тысяч рублей в месяц. Столько же полагается и его преемнику. Трудно, наверное, будет Ильдару Халикову отвыкать от солидного камазовского контракта.
Заместители главы получают порядка 7 тысяч, начальники управлений (в зависимости от стажа) - по 4-5. Оклад рядового клерка - 2100 рублей, с надбавками гослужащим - 2700. Что же удерживает здесь людей? «Раньше тут проще было получить квартиру. - Рассказал нам один из специалистов. - Спокойное место. Все сидят в хороших маленьких коллективах. Правда, кабинеты наши внутри уже несовременные, со старой мебелью. Даже неловко бывает перед коллегами, приезжающими из Казани. Но минусов в нашей работе почти нет, разве что иногда приходится работать в выходные. Но главное, ради чего люди готовы смириться с невысокой зарплатой - хорошая пенсия в будущем». Как мы выяснили, пенсия в 4 тысячи рублей - для госслужащих не редкость.

РАБОТНИКИ ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Наталия С.:
«Меньше 12 тысяч в месяц у меня не бывает. В особо удачные месяцы получаю 14 и даже 15 тысяч. Но деньги «батракам» хозяин дает не просто так. У нас, не как в городских конторах: чай весь день не пьем и по телефону с подружками не болтаем. Пашем. И каждый день шеф проверяет, что и как сделано.
Наша зарплата, бесспорно, плюс, особено по челнинским меркам. Но и минусов много. Мы здесь нужны здоровые. Больничные не оплачиваются, к тому же у шефа делается кислое лицо, когда он узнает, что работника несколько дней не будет из-за болезни. Поэтому даже с температурой мы стараемся ходить на работу и скрываем, что плохо себя чувствуем. Никто не хочет, чтобы на его место взяли кого-то помоложе и поздоровее.
И в отпуске толком не отдохнешь - он у нас всего 14 дней. У меня есть знакомые в других частных предприятиях - там тоже отдыхают только по 2 недели. Но главный минус в нашей работе - незавидное будущее, когда мы выйдем на пенсию. Ведь моя официальная зарплата - одна тысяча шестьсот рублей. Именно ее, а не мои настоящие 12-15 тысяч, показывают в налоговую и в пенсионный фонд. Вот и представьте, какая мизерная у меня будет пенсия по сравнению с теми, кто сейчас в городских организациях и на государственных предприятиях получает по 4-5 тысяч...»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вернуться в ленту