наверх
1526

ДЕНЬ КРАСНОЙ УРНЫ

10 декабря 2003

Мы выбрали избирательный участок в центре города, чтобы провести там сутки: прийти до открытия и уйти вслед за мешками с бюллетенями.

ДЕНЬ
Избирательный участок ожил еще затемно. Пока электорат протирал глаза, дворники посыпали песочком тропинки. Члены комиссии и наблюдатели от депутатов заняли свои места, зорко следя друг за другом. Видимых нарушений нет - агитационных плакатов за голубыми шторками кабинок не обнаружено. Пустые урны для голосования опечатаны при всем честном народе за 15 минут до открытия участка.
Забыть о выборах избирателям 17-го комплекса не позволили. С семи часов утра из мощных динамиков, установленных на козырьке школы N22, на всю округу гремела музыка. Правда, звучала не «Калинка-малинка» или «Подмосковные вечера», а совсем непатриотичная западная попса. Электорат удивлялся: неужели губернатора Калифорнии выбираем?
В 22-ой школе два избирательных участка: N2158 и N 2159. В том и другом по две с лишним тысячи избирателей.
Выборный «час пик» - с 11 до 14. В это время у столов и кабинок собираются очереди.
Первый проголосовавший, 58-летний Виль Ахметзянов, пришел на избирательный участок за 20 минут до начала выборов. За что и получил подарок - записную книжку.
Ответственные пенсионеры пришли к открытию, а семьи с детьми выбрались к обеду. Мама развлекает ребенка лет четырех у плаката «Кандидаты»: «А ну, сына, где Морозов?» Ребенок уверенно выбирает примелькавшееся лицо. «Нет, - поправляет мама, - это Янборисов!»
Проголосовало около 30%. Маловато, - сетует секретарь избирательной комиссии, - думали, хотя бы процентов сорок будет к этому времени.
Анжелика АКУЕВА, Инна ХАЛФИНА

НОЧЬ
К концу дня концентрируем силы на участке N2158. До закрытия остается 20 минут, а электорат все так же бодр и активен. 12 часов непрерывного бдения сплотили наблюдателей: морозовцы, янборисовцы, единороссы, представители Ибятова и РПЖ фотографируются на фоне красных урн вместе. Члены комиссии все чаще поглядывают на часы, готовясь закругляться. И тут взрывается маленькая «бомба»: один из последних избирателей, получив бюллетени, просит помочь ему проголосовать:
- Да вы только покажите, где галочку поставить.
Наблюдатели галдят все разом:
- Да вы что! Мы не имеем права! За это судить могут! Вы сами должны сделать свой выбор!
Мужичок чертыхается, но не сдается:
- Да я не вижу! Вы мне покажите только.
От него шарахаются, протягивают очки и одновременно советуют обратиться к другому избирателю: чтобы все было по- честному.
- Надо же, в последний момент такой переполох устроил! - оживленно обсуждают наблюдатели, получившие небольшую порцию адреналина. - Весь день прошел спокойно: без агитации и эксцессов, а тут этот...
Последней опускает бюллетени в урну пенсионерка Алевтина Шайахметова. Говорит, что не смогла прийти раньше из-за болезни внучки. Голос отдает за Булата Янборисова и партию «Единение». Двери закрывают. Публичная сторона выборов окончена: избиратель сделал свое дело и может спать спокойно. В ожидании итогов теперь будут нервничать кандидаты.
Из 2297 избирателей к этому моменту проголосовали 1549. Явка - 67,44%.
«Считаем и «гасим» оставшиеся бюллетени»,- командует секретарь комиссии. Незаполненные документы режут ножницами, чтобы ими никто больше не смог воспользоваться. Наблюдатели смотрят в оба.
Мужчины мучаются от того, что нельзя покурить: в школе не разрешается, а выйти во двор невозможно: участок закрыт и откроется только, когда документы уедут в территориальную комиссию.
А вот и главный момент - сейчас будут вскрывать урны. «Все убрали ручки и карандаши», - требует секретарь. (Это чтобы никто тихонько не испортил бюллетень с нежелательной фамилией, влепив туда какой-нибудь лишний значок). Урну вскрывают, содержимое вываливают на 6 сдвинутых столов. Подсчет начинают с кандидатов. Раскладывают бюллетени на 7 кучек, по числу фамилий. Быстрее всех пухнет кучка Морозова, бодро растет и стопка Янборисова. За спинами счетчиков стоят наблюдатели. Какие-либо подтасовки при таком контроле просто невозможны. Груды бумаг комиссии приходится пересчитывать несколько раз - потерялся один голос и никак не сводится общая цифра.
Наблюдатель от «Единой России» шутит: «Кто спрятал? Все раздеваемся...» Наконец, число бюллетеней в стопках и общая цифра сходятся. В итоге Морозов набирает 642 голоса, Янборисов - 290, Иванов - 190, Миргалимов - 108, Ибятов - 65, Амзин - 21, Асылов - 4. Внушительно выглядит и кучка «против всех» - 196 голосов. Затем бюллетени сворачивают в рулоны и опечатывают - их предстоит везти в мэрию.
Теперь принимаются за бюллетени с партиями. Опять стопки, подсчет и пересчитывание. Лидеры обозначились следующие: «Единая Россия» - 594 голоса, КПРФ - 195, ЛДПР - 167, «Родина» - 102, «Яблоко» и РПЖ - по 79. Против всех - 107.
К 00.05 все подсчитано. И тут интересный звонок. По реакции членов комиссии видно, что на проводе кто-то из городского начальства или руководство из других комиссий. Этого «кого-то» интересует не тройка или пятерка лидеров, а только Морозов и Янборисов, «Единая Россия» и РПЖ. Разговор заканчивается на теплой ноте. Итогами голосования на этом участке звонивший, похоже, остался доволен.
А на улице в это время представитель ПРЗ по сотовому звонит своему начальству, подробно зачитывает результаты. 12 ночи, а директор ПРЗ Дамир Каримуллин на работе. Не у одних кандидатов бессонница: в такую ночь не спится всему руководству.
Пакуют мешки, готовятся к отправке в мэрию. Весомо доверие народа! Председатель комиссии Сергей Мирошников (мастер с ПРЗ) еле несет мешок с голосами. Второй уже грузят в багажник, и оба увозят в территориальную комиссию. Теперь остается только ждать: если претензий по заполнению протоколов не будет, здесь выборы можно считать оконченными.
Комиссия в полном составе ждет возвращения председателя. А представители кандидатов уходят. Отсидев 17 часов, они не дотягивают еще чуток, не остаются убедиться, что все бумаги приняты и протоколы не вернут на доработку. На участке, кроме членов комисси, остаемся только мы, журналисты.
В помещении начинается возня с разбором кабинок, дополнительного освещения. Стук молотков перекрикивает радио. Женщины, весь день выдававшие бюллетени, наводят порядок.
Все затихает лишь на время новостей по радио, все с интересом слушают предварительные итоги по России.
Небольшая делегация с букетами красных гвоздик вносит оживление: «Здравствуйте! Поздравляем вас!» Прибывших радостно встречают: это свои, работники ПРЗ, которые трудились на других участках. Через час пришествие «красных гвоздик» повторяется - прибыл еще один участок. Букеты в руках оживленных людей - это не пришедшая на выборы молодежь. Цветы должны были вручить тем, кто голосовал впервые.
Ожидание затягивается. Тут нарисовывается человек от Янборисова: «Наши наблюдатели уже ушли?» Позже заглянул еще один представительный мужчина: «Когда ушли наблюдатели Янборисова?» Люди из штабов других кандидатов так не волновались и ночью по городу не ездили.
В три ночи на участок залетает Сергей Мирошников. Мешков с ним нет, но по лицу видно: что-то не так. Оказывается, на финансовых договорах с плотниками, водителями и другим техперсоналом выборов забыли поставить печати и подписи. Недоразумение быстро устраняют. Остальные документы приняты. Выборы окончены!
Ольга АРМИНЕН,
Ольга КОЛЕСНИКОВА

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вернуться в ленту