наверх
1659

ДЕНЬ КИНО: ПОКА ОТДЫХАЕМ

24 августа 2005

В конце восьмидесятых это было все равно, что запустить ракету с бульвара Энтузиастов – снять в Челнах свое кино. На сегодняшний день челнинцами выпущено несколько картин. Через 15-20 лет нам обещают свою киностудию и сериалы на местные темы.

РАКЕТА В КАРМАНЕ
Юрий Манусов: «В Челнах будет киностудия, и будет сниматься свое кино. Не верится? Взять период конца 80-х. Разве тогда могли подумать, что в Челнах будет своё ТВ? Даже Казань могла только на час влезть в сетку российского ТВ. А несколько телекомпаний – это из области фантастики. Я был на «Мосфильме» весной. Кино возрождается, появился дефицит сценариев. Через 15-20 лет и здесь будет своя киностудия. Уже сейчас все для этого есть: операторы, монтажеры, техника, даже звук. Проблем с актерами не будет: из столиц приедут начинающие актеры, которым нужен первый опыт. Для съемок нужен только павильон (школьный спортзал, к примеру), чтобы снять малобюджетное кино. Даже сейчас, может быть, достаточно одного энтузиаста, который хочет снимать кино».
Только на энтузиазме и дерзости в конце 80-х в провинции мог появиться всесоюзный кинофестиваль «Женский мир», этакие Нью-Васюки. По словам друзей Евгении Шустерман (она тогда была директором КДК КАМАЗа), размах у нее был большой, много идей. «Вот бы сделать на КАМАЗе всесоюзный кинофестиваль!». Чтобы с самыми передовыми фильмами, актерами. Естественно, при поддержке КАМАЗа. Провели четыре фестиваля, последний – в начале 90-х. После уже не было ни смысла - российское кино хирело, ни возможности - аукнулся пожар на заводе.
ЛЮДИ, КОНИ – ВСЕ МИМО
Другой амбициозный проект, рожденный в Челнах - государственное производственно-творческое объединение «Киностудия «Ак буре» - остался незавершенным. В нашем городе двумя молодыми людьми была организована татарская киностудия. В Госкино Татарстана в это поверили после просмотра их документального получасового фильма о древних булгарах. И выделили деньги на съемки художественной ленты. Пленки было отснято на несколько часов, участвовали каскадеры, конница. Но фильм так и не был смонтирован. Студия распалась в результате творческого разлада ее основателей.
В БОЛЬШИХ КОЛИЧЕСТВАХ
Очень много фильмов снято о строительстве КАМАЗа – около 350 документальных лент. Один из них – по сценарию Визбора «Причалы Челнов». В 1989 году центральное телевидение показало 3-серийный документальный фильм «По эту сторону мифа» о нашем городе, где впервые он был открыто назван спальным, во второй части рассказывалось о конфликте между представителями партии и советов (Логутов–Петрушин). Фильм имел эффект разорвавшейся бомбы.

ФИЛЬМОГРАФИЯ
1989 – фильм «Выкидыш» режиссера Юрия Манусова. В главной роли – Николай Пархоменко. В массовке – 10 тысяч человек. Целое ателье в течение трех месяцев шило костюмы. Было постановление – потому и помогал весь город. Каждые два дня летали в Киев проявлять пленку, в Одессе печатали, просматривали этот материал в «Батыре». Город месяц жил этим фильмом.
1990 – съемки художественного фильма «День любви» по сценарию Юрия Манусова на заводах КАМАЗа, в них также участвовали челнинцы.
1991 – комедия «Чертов пьяница» Юрия Манусова снималась в Одессе. После триумфа «Выкидыша» челнинского режиссера засыпали предложениями (в том числе от Питера Гринуэя). Директор одесской киностудии оказался самым расторопным: «Юра, забираем тебя в Одессу. Одно условие – никаких «выкидышей», снимаем для людей, комедию». Актеров выбрали в Москве – Шербакова, Мишулина. «В процесс вмешивалась съемочная группа, фильм упрощали, уговаривая: мы знаем, что нужно людям, - вспоминает Манусов. - Сняли за десять дней, но, когда на пленках уже все было, я пришел в себя и понял, что это полная фигня. Пришел в ужас и тихонько уехал. Больше в Одессу никогда не приезжал. И после этого дал слово никогда не снимать коммерческое кино».
1991 – «Партийные бега, или дребедень на мартовских сугробах». Сценарий и режиссура Сергея Берендея (Пестрецова). Фильм о том, как в СССР проходит конкурс на замещение вакантных должностей среди бывших партийцев.
1995 – видеофильм «Острова любви» Валерия Вшивцева, выпускника КАИ (у института была хорошая любительская киностудия). Талантливый художественный видеофильм с Пархоменко в главной роли.
1997 – короткометражный фильм «Гумус» Влада Трошкина, закончившего режиссерские курсы у Гинзбурга. Фильм состоит из четырех частей: «Глуховидение», «Анализ» с Дмитрием Орловым, худруком «Мастровых», «Сабантуй» и «Шум» с Дмитрием Покровым.
1997 – «Репетиция Бокаччо» Юрия Манусова. Видеофильм снят в документальной манере, с плеча.

КАК ПОЛУЧИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ
Производство кино – штука сложная. Куда понятнее потребление конечного продукта. Нужно только сесть в кресло и приготовиться получать эстетическое удовольствие от фильмов…
СО ВКУСОМ ПОП-КОРНА
Кино смотрят все, а в кинотеатры ходит в основном молодежь, 70% посетителей – молодые люди до 21 года. Еще процентов 20 – от 21 до 25 лет и только 10% посетителей кинотеатров старше 25 лет. Таковы цифры по России, мы на этом фоне не выделяемся. Есть отличия другого уровня. «В Москве есть арт-хаусное кино, в регионе прокат подобных фильмов будет бессмысленным, - говорит продюсер кинотеатра «Батыр» Татьяна Румянцева. - Если я привезу такую ленту, на нее придут 15-50 человек и посмотрят один, максимум два раза».
Прокатная политика складывается из потребностей жителей города. Люди хотят смотреть комедии, причем успехом они пользуются вне зависимости от качества. Комедия со средней игрой и режиссурой дает лучшие сборы, нежели отличный боевик с многомиллионным бюджетом и супер-режиссером. Зато небольшой любовью у челнинцев пользуются экранизации комиксов, которые так любят в Америке. Исключение – блокбастеры с бюджетом более 120 млн. долларов. Так же, по словам Татьяны, у нас не любят сложное кино. Неожиданностью был прокатный провал «Авиатора». Людям он не понравился, его не поняли. Никто не оценил фильм «Небесный капитан и мир будущего». В столице и в крупных городах эти фильмы возглавляли строчки бокс-оффисов (денежных хит-парадов). Неожиданный триумф – ажиотаж вокруг средненького российского фильма «Бой с тенью».
ДЛЯ ВЫСОКОЛОБЫХ
Сначала видеоклуб «Гагарин» был виртуальным – в некоммерческой газете «Лодки причалов» выходила страница, посвященная кино. Клуб искал помещение, где можно смотреть фильмы. Откликнулась Ирина Ванюшина, ведущий библиотекарь отдела искусств камазовской библиотеки. Восемь организаторов скинулись по 100 рублей и купили первые 100 чистых кассет, на которые переписали фильмы из личных коллекций. Сейчас архив «Гагарина» – более 400 кассет. От немого кино до современных картин классиков кинематографа. Фильмы можно посмотреть в компании – любители кино собираются с сентября по май по пятницам. Или взять домой. Второй вариант предпочитают люди постарше. Всего посетителей – 100-200 человек (число меняется в этих пределах). По словам Ирины, спрос едва заметно снижается: найти нужный фильм сейчас стало гораздо проще. В том числе в коммерческих видеопрокатах.
Самые востребованные авторы и фильмы сезона 2004-2005 в «Гагарине»: Ларс фон Триер (особенно «Танцующая в темноте») и Питер Гринуэй; «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи и японские фильмы «Звонок» и «Кинопроба».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вернуться в ленту