наверх
2333

ЧЕЛНЫ НА ЭКСПОРТ

08 октября 2003

30 лет назад в Челнах не было ничего своего. Даже огурцов и помидоров. А откуда они могли взяться: садов-огородов на тот момент тоже еще не было. Наверное, идущие к нашему городу железнодорожные рельсы постоянно были горячими: чтобы накормить и одеть строителей и камазовцев, нужно было везти сюда все, что нужно человеку для более-менее сносного существования. Челны из-за громкой стройки были признаны городом всесоюзного значения, а поскольку в СССР на тот момент с товарами повседневного спроса было напряженно, в наш город везли много импорта. К примеру, почти все соки и компоты были венгерской марки «Глобус».
За 30 лет Челны умудрились вплотную подойти к самодостаточности. А чего не хватает у нас, легко везем из других городов России. Что же до внешнеторговых операций, местная статистика выглядит очень любопытно: челнинский экспорт на 22,8% превышает челнинский импорт. Получается, иностранцам наши товары нужны больше, чем нам заморские...
КАРАВАНАМИ,
ПАРОХОДАМИ...
По данным Набережночелнинского таможенного поста, в 2002 году экспортных операций было совершено на 186,2 миллиона долларов США. По сравнению с предыдущим годом экспорт вырос на 92 миллиона долларов. А импорт, наоборот, снизился на 4 миллиона и исчисяется 55 миллионами.
КОНЕЧНО, КАМАЗ
Удивить челнинцев каким-нибудь местным малоизвестным предприятием, ставшим лидером в торговле с иностранцами, не получится: конечно, наш главный экспортер - КАМАЗ. На долю машиностроения приходится 95% местного экспорта.
Складно торговать с заграницей у КАМАЗа получилось уже в 2001 году. Тогда на экспорт ушло 3 тысячи грузовиков - 14% от всего выпуска. А в 2002 году КАМАЗ смог удвоить эти показатели: за границу было продано больше 6 тысяч большегрузов (30% от всего годового объема производства).
Надо сказать, осваивать зарубежье КАМАЗ взялся не из-за желания новых побед, а, прежде всего, из-за нехорошей для него ситуации на внутреннем рынке. Производство автотехники, как и высокая мода, не любит, чтобы мэтры-законодатели топтались на месте.
За годы послепожарной депрессии КАМАЗ отстал и какое-то время не мог приспособиться к меняющимся потребностям рынка. Нам почти нечем было ответить, когда потребовалась спецтехника для добывающих отраслей и современные большегрузы для международных перевозок. В итоге нишу мгновенно заняли импортные грузовики.
Сейчас на КАМАЗе стали держать ухо востро. Служба маркетинга нащупала на российском рынке и теперь не выпускает из рук сегмент разных тягачей. А резервом для увеличения экспорта здесь считают освоение выпуска новых грузовиков тяжелого класса и спецтехники на базе камазовских шасси. Но для этого КАМАЗу нужно нарастить мощности по производству двигателей европейского класса. Место на рынке пока есть. Не опоздать бы опять.
«ПРОЧАЯ ПРОДУКЦИЯ»
Чем бы вы думали славятся Челны помимо «КамАЗов»? Оказывается, мороженым, сделанным в АО «Холод». «Великий мороженый путь» идет на север до Урала и Коми, а сделав крен на Юго-Запад, выходит за границы России в Казахстан. Это уже экспорт.
С казахами Набережночелнинский хладокомбинат начал торговые отношения 6 лет назад. В год туда уходит 300 тонн мороженого. Опасаясь неспокойных среднеазиатских перегонов, хладокомбинат своих людей и машины туда не посылает. Казахи все возят сами. И за челнинское мороженое они держатся - свое у них не такое вкусное, напоминает просто замороженное молоко. А недавно «Холод» прорубил еще одно экспортное окно - в Баку. Особенно азербайджанцы заинтересовались челнинским эскимо и батончиками в шоколадной глазури. Уже подписан первый контракт с этой страной.
Все новых покупателей своей продукции наш хладокомбинат находит, участвуя в крупных российских выставках пищепрома. Срабатывает и растущая известность марки в разных городах страны.
От успехов АО «Холод» хорошо и городскому бюджету - это один из самых надежных и солидных налогоплательщиков. Только большую часть своей продукции предприятию приходится продавать за пределами Челнов. В родном городе магазины берут на продажу гораздо меньше мороженого, чем могли бы купить челнинцы. Вместо этого торговая сеть ломится от привозного мороженого. Магазинам это выгодно: продвигая в наш город чужой товар, многие имеют дилерские надбавки. В этом случае пополняется уже не наш бюджет, а московский или уфимский, откуда в основном и поступает конкурирующий с нашим мороженым товар.
ОСНОВНЫЕ
ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ
ЧЕЛНОВ
Экспорт:
Ирак - 41%
Вьетнам - 19%
Казахстан - 13%
Украина - 9%
Отсюда видно, какой неудачей для Челнов стала война в Ираке. Эта страна для нас была самым товароемким рынком.
Импорт:
Германия - 29%
Япония - 13%
Италия - 13%
Казахстан - 9%
Украина - 9%

БРЭНДЫ ЧЕЛНОВ
Город - это не только набор зданий, парков и людей, в нем живущих. Город - это еще и имидж. В ходе случайной выборки с помощью Интернета мы провели блиц-опрос. Что жители российских городов знают и думают о Набережных Челнах? Если для большинства иностранцев брэнды России - это балалайка, Кремль, водка, матрешка, зима, то Челны в представлении наших соотечественников - это мафия, КАМАЗ и «Иттифак».
Василий, сетевой администратор (Москва): «Знаю только, что в этом городе выпускают «КамАЗы» и «Оку». Вроде бы большая ГЭС у вас есть? Еще слышал, что Челны - это Лас-Вегас Татарстана».
Андрей, конструктор (Санкт-Петербург): «Вроде бы это мелкий городишка в Казахстане. Ах, в Татарстане? Ну, думаю, что другие и название такое - Набережные Челны - не слышали».
Наталья, бухгалтер-аудитор (Сочи): «Челны - это татары и соответствующие поговорки. Например, «что пулемет, что водка - лишь бы с ног валило».
Константин, работник коммунального хозяйства (Сочи): «Немного знаю о Челнах, так как бывал в Казани. Там и довелось с челнинцами познакомиться. Видел апаек из «Иттифака» и «Азатлык». Митинговали вроде».
Алексей, юрист (Владивосток): «Стыдно признаться, но ничего не знаю о городе, хотя название слышал. Далеко мы, нам проще побывать в Китае. А, так это у вас КАМАЗ? Ну тогда Челны - это мафия. Где автозавод, там и криминальные разборки».
Наиля, работник телевидения (Азнакаево): «Слышала, что в вашем городе нет названий улиц, все по комплексам. Видела вашу таблетку-гостиницу. Судя по тому, что показывают по ТВ, город аккуратный, но однотипный. Вся жизнь в нем держится на КАМАЗе. Вроде бы малый бизнес развит, от нас ездят на челнинские рынки, потому что дешевле. В моем представлении Челны - молодой развивающийся город».

АРТ-РЫНОК
Наряду с «тяжеловесами» челнинского экспорта, дорожку в другие страны проторили местные художники. Их всего четверо, но каждый год они устраивают выставки на Западе, попутно продавая свои работы. Регулярно выезжает в Германию Владимир Акимов, художник, приверженный академической манере. Раз в год устраивает выставки в Турции Хамза Шарипов, руководитель объединения этно-авангардистов «Тамга». В Голландии продает свои картины Владимир Мышов, во Франции - Галина Недовизий.
Художественная школа нашей страны остается сильной, потому российское искусство высоко ценится за границей. Особенно нравится иностранцам та чистота и душевность, которую сохранила провинция. Интерес вызывают как реализм, так и абстракция, авангард и декоративно-прикладное искусство.
По прикидкам Хамзы Шарипова, 10-20 художников из Челнов вполне могли бы регулярно вывозить свои работы за рубеж, выручая с каждой выставки-продажи около тысячи долларов. Для справки: цена каждой работы составляет не менее 200 долларов. Но это только потенциальная возможность. Для реализации необходим начальный капитал и приглашение иностранного салона. Пока дружба-торговля с заграницей не поставлена на поток, и местные художники вынуждены продавать задешево свои картины здесь, в условиях неразвитого арт-рынка, когда в глазах обывателей базарные «березки» красивее настоящего искусства.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вернуться в ленту