наверх
1660

БИЗНЕС В НИКУДА

11 мая 2005

Вопрос «кому вы оставите свой бизнес?» вызывает немую паузу в общении с «хозяевами жизни» разных возрастов.

Неимущие зря с завистью поглядывают на красочные вывески и солидные вывески фирм. Они не признак благополучия своих хозяев. Они - свидетельство их неуверенности в завтрашнем дне. Вопрос «кому вы оставите свой бизнес?» вызывает немую паузу в общении с «хозяевами жизни» разных возрастов.
Дмитрий Волков открыл кооператив еще в 1988 году. Сейчас Волкову за 60, он хозяйничает в подземных переходах. Никому из детей его бизнес не нужен. «Я боец, - говорит о себе Дмитрий Владмирович, - поэтому буду заниматься предпринимательством, пока хватит сил». А дальше будь что будет. Владиславу Аливанову за 40, у него рекламное агентство и двое детей. Оба уже взрослые. «Дочь учится на факультете журналистики, это что-то родственное рекламе. Может быть, она заинтересуется моим делом», - слабо надеется папа. «Буду отдавать фирму в доверительное управление», - единственное, что смогла сказать о будущем владелица агентства недвижимости.
Николай С. - один из тех немногих, кто может быть спокоен: сын работает в его фирме 6 лет, в деле разбирается прекрасно. «Но 8 лет назад, когда я свое дело начинал, я вообще о будущем не задумывался, - признается Николай. - Это сейчас мою фирму и в Москве называют непотопляемой. А 8 лет назад я сам не думал, что она столько просуществует!»
«Наверняка многие челнинцы помнят тенты «КАМАЗ-Мотеко», - рассказывает Волков. - Это предприятие создал тоже один из первопроходцев Владимир Белых. Но где эта фирма и где сам Белых?»
В Челнах десятки тысяч предпринимателей. Многие тысячи стали бизнесменами поневоле. Надо было как-то жить. Кто-то оказался бизнесменом по призванию. У кого-то получилось по счастливому стечению обстоятельств. Но все наши «капиталисты» оказались капитанами в штормящем океане. Они вели свои суденышки в окружении волн непредсказуемой политики правительства и местных властей, инфляции, бандитизма, консервативного чиновничества и т.д и т.п. Им нужно было обеспечить семью. Остальное - не главное. Не главными оказались способности и склонности детей. Это в кино про царскую Россию показывают, как сын лавочника трудится в лавке у отца. В Челнах сейчас такие случаи - редкость.
«В Америке постаревшие предприниматели продают свой бизнес, это обычная практика», - подсказывает выход книготорговец Бунов. Но и тут есть чему горько улыбнуться. А как распорядятся деньгами дети? Хотелось бы, чтобы не просто протратили, а с пользой вложили. «Мой сын учится в 9-м классе, я за все годы его учебы не пропустил ни одного родительского собрания в школе. Я надеюсь, он сможет хотя бы сохранить то, что останется после меня. А сможет сохранить, значит, сможет и приумножить», - рассчитывает Павел Д. Пожалуй, он высказал самые радужные надежды многих бизнесменов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вернуться в ленту