1468
БИЗНЕС В ЧЕЛНАХ
10 августа 2005
Ностальгически мы вспоминаем имена дореволюционных купцов. Они не только эксплуатировали трудовой народ, но и строили школы, больницы, благодаря им расцветало искусство, развивалась благотворительность. Сейчас мы хотим, чтобы наши предприниматели были такими же. Но происходит нечто иное. Нашим предпринимателям, в большинстве своем торговцам, не до искусства. Они разоряются и гибнут под напором бурно строящихся гипермаркетов. А в сознание горожан внедряются звучные имена иногородних и иностранных создателей мощных торговых сетей. Почему? Это наш корреспондент Сергей ИСИЧКО попытался выяснить у специалистов. Очень любопытную особенность городского бизнеса подметил маркетолог Владимир Титов:
- Несколько последних лет я много общался с бизнесменами. Занимался составлением бизнес-планов, маркетинговыми исследованиями, - рассказал Владимир Валерьевич. - Поэтому хорошо знаю, что в Челнах предприниматели перебегают из одного бизнеса в другой. Вложив деньги в дело, человек занимается им лишь до тех пор, пока развитие бизнеса не достигает определенного потолка. Дальше хозяин вынужден вынимать деньги из оборота и вкладывать их в совсем другой бизнес. Нередко в очень далекий от прежнего. Так бывшие владельцы автозаправок становятся торговцами продуктами. Торговцы продуктами обзаводятся парикмахерскими и т.д. То же самое происходит и в сфере производства. С той лишь разницей, что производство совсем не сворачивают. Производственники просто вкладывают деньги туда, откуда ожидают прибыль. И за счет этой прибыли поддерживают производство.
Можно было бы сослаться на мировой опыт, мол, это в порядке вещей, когда люди вкладывают деньги в несколько разных предприятий. Но челнинских бизнесменов вынуждает перебегать из бизнеса в бизнес не мировой опыт, а внутренние трудности. В развитии любого предприятия наступает этап, когда его владельцу становятся нужны деньги - кредиты. Под которые у предпринимателей нет обеспечения. И никто из банков не хочет давать рискованные займы. То есть, выдавать деньги, зная, что они могут не вернуться.
Чем это плохо для города? Тем, что местный бизнес развивается у избранных представителей. И то во многом благодаря тому, что им повезло или удалось установить связи с влиятельными чиновниками. В целом же бизнес не развивается. Он не становится конкурентным, способным противостоять интервенции зарубежных брэндов.
С Титовым во многом согласны и банкиры, и руководители известных в городе фирм. «Фирмачи», создавшие торговую марку и заслужившие уважение у горожан, говорят о том, что постоянно сталкиваются с конкурентами, которые неизвестно откуда появились и непонятно зачем занялись явно не своим делом. Кому-то из лидеров в нише такие «игроки» ставят палки в колеса, но серьезно потеснить не могут. А кто-то просто не обращает на них внимания, принимая возникшие трудности как неизбежное зло.
«Я тоже сталкивался со случаями, когда бизнесмены искали, куда бы вложить свои деньги или где бы их найти, - подтверждает наблюдения Титова главный специалист челнинского офиса «Внешторгбанка» Джалиль Мубаракшин. Однако банкир Мубаракшин не принимает упрека Титова, считающего, что банки зря не хотят рисковать. «В моей практике я не раз наблюдал, как «чепэшник», нуждавшийся в деньгах, находил того, кто эти деньги имеет, и вместе с ним создавал общество с ограниченной ответственностью», - подсказывал другой выход Джалиль Мидхатович. «Конкретно в нашем случае так и произошло: сначала было ЧП, потом мы создали ООО, - подхватил директор фирмы «Впрок» по маркетингу Алексей Видякин. - Дело в том, что обществу с ограниченной ответственностью гораздо легче взять кредит в банке». У ООО есть и другое весьма важное преимущество. В случае неудачи его учредители расплачиваются с долгами своего ООО только тем имуществом и деньгами, которые они в него вложили. А неудачливый «чепэшник» остается должен и обязан расплачиваться и после того, как статус ЧП ликвидирован.
Однако, как мы уже знаем, многие «чепэшники» выбирают иной способ: они бегают из бизнеса в бизнес, стараясь спасти свои деньги. Они похожи на водителей, которые снуют между рядами, мешая общему движению. Почему? Можно назвать, по крайней мере, две причины. Бизнесмены, наученные горьким опытом, не доверяют государству и его чиновникам. Они не верят ни обещаниям, ни действиям политиков, руководителей, законодателей.
«Возможно, дело еще в том, что люди не верят в свои силы, не верят в то, что и в форме ООО, с его более сложной отчетностью, можно развиваться. Они привыкли держать свои обороты в тени, они освоили приемы работы втемную и что-то менять, а тем более высвечивать активы, им боязно», - подмечает Мубаракшин. И с этим наблюдением можно согласиться, особенно, если вспомнить, что 30 тысяч челнинских предпринимателей – это вчерашние камазовцы, врачи, учителя, работники культуры. Они не предприниматели по натуре, они наемные работники, не знающие, к кому наняться. Реальных предпринимателей далеко не 30 тысяч. Именно они умеют смотреть и двигаться вперед. Остальные мечутся.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Вернуться в ленту