наверх
896

АПОКАЛИПСИС: дело в людях

19 апреля 2006

Мы живем в домах, которые через 20-50 лет нужно будет сносить. И непонятно, где мы будем жить тогда.

Мы живем в городе, где есть все условия для катастрофы более серьезной, чем случай на станции испытания двигателей, спаливший завод. Челны не стоят особняком, подобные проблемы есть и в других городах. Вопрос в другом - сможем ли мы сами справиться с этими проблемами.
Каждую зиму (особенно в сильный мороз) мы с тревогой поглядываем в сторону ТЭЦ. В 1978 году там уже была авария, и город зимой в лютую стужу на несколько часов остался без света, тепла и горячей воды. 31 декабря 1989 года на той же ТЭЦ резко упал уровень воды в баках-накопителях. Энергетики отключили горячую воду в домах Нового города. В январе этого года и ТЭЦ, и магистрали выдержали атаку лютых морозов. Но был момент, когда уровень воды в тех же баках-накопителях сильно встревожил энергетиков. Мы продолжаем жить с единственным теплоисточником на 300 тысяч жителей. Второй теплоисточник строился, но стройку прекратили. «Второй источник рядом с первым в Новом городе - это все равно, что два локомотива впереди длинного состава. Случись что в поселке ГЭС – с таким расположением не помогут и три источника», - объяснил один из специалистов.
Мы спокойно ходим мимо больниц, не подозревая, что они, как правило, не имеют автономного источника электричества. Главный энергетик города Анатолий Васильев рассказывал, что однажды подстанцию, питающую одну из больниц электроэнергией, уже затопила горячая вода – банально прорвало трубу. Больница жила своей жизнью, а электрики несколько часов ждали, когда кипяток остынет, а потом – когда просохнут кабели. Оболочка которых, слава богу, не промокла, и не произошло короткого замыкания.
Мы часто ездим по мосту через плотину, не вспоминая о том, что он – единственный. «Если хоть что-то с ним случится, Челны останутся без транспортной и телефонной связи с «большой землей», - говорил бывший главный архитектор города Курамшин.
Наши дороги – сплошные лужи и выбоины. «Недоремонт – 2.5 миллиарда рублей», - убивает цифрой директор городского предприятия автодорог Шамиль Хафизов. Наши светофоры – жалкое зрелище. Многие из них смотрят потухшими, а то и вовсе раскуроченными глазницами. В соседней Елабуге однажды днем погасли все светофоры. Водители и люди испытали, что такое ад на дорогах.
Мы живем в домах, которые через 20-50 лет нужно будет сносить. И непонятно, где мы будем жить тогда. Эту ситуацию наш корреспондент Ольга Колесникова уже осветила во всех подробностях еще в 2003 году.
А сейчас мы продолжаем строить объекты, которые в любой момент могут стать «братской могилой». Например, рынки «Урожай» и «Жавдат» построены без разрешения на строительство. Их владельцы выполняли подписанную президентом Татарстана программу ликвидации уличной торговли, поэтому чиновники закрыли глаза на несоблюдение формальностей. Дай бог, чтобы это так и осталось формальностью.
* * *
Больше 15 лет мы живем жизнью перемен. Астрономические суммы недоремонтов-недоделок накопились в эти годы. В эти же годы политики, чиновники, директора-хозяйственники отодвинули на «потом» многое из того, за что требовалось браться немедленно. Сейчас мы живем в пору, когда власти взялись и за ранее отложенное на «потом». «Сумма недоремонта дорог в последние годы не увеличивается», - успокаивает Шамиль Хафизов. У челнинского филиала «Гостранссигнала» появилась программа модернизации светофоров. «Да, теперь я увидел истинную картину!» - сказал глава города, выслушав наш доклад о состоянии энергообеспечения больниц», - с надеждой в голосе рассказывает главный энергетик Анатолий Васильев.
В этом году вышло федеральное положение о том, как признавать дома аварийными и как переселять из них людей. На наших глазах сейчас идет разработка нового генплана города. И городские специалисты критикуют его столичных разработчиков за то, что те не предусматривают снос аварийных домов. Есть основания надеяться, что и про единственный мост через Каму, и про единственный теплоисточник специалисты не забудут. Жизнь, казалось бы, налаживается.
Но вчитайтесь в новый Жилищный кодекс, в законы, которые сейчас утверждаются, и вы увидите, в чем отличие жизни нынешней от жизни прошлой, той, что была до пожара на заводе двигателей. Государство окончательно отказалось все решать за своих граждан. Оно лишь создает условия для того, чтобы граждане своей судьбой распоряжались сами.
* * *
- Сейчас в домах создаются товарищества собственников жилья, они и будут решать, где людям жить через 20-30 лет, - считает начальник муниципального отдела учета жилья Клара Мингалеева. Ничто в жизни не может быть панацеей, но ТСЖ – инструмент действительно универсальный и эффективный. «Директор ТСЖ Людмила Уткина сумела на 35 копеек с квадратного метра снизить плату за управление домами», - сообщила специалист по организации ТСЖ управления жилищно-коммунального хозяйства города Татьяна Филипская. Председатель совсем недавно зарегистрированного ТСЖ «7-надцать» Ильшат Гилязев составил бизнес-план и увидел, где можно реально сэкономить деньги на квартплате. «При условии, что квартплату платят лишь на 80%, дома можно привести в порядок за несколько ближайших лет», - сделал он вывод. Если квартплату платить на 100% и часть денег откладывать, то за 20 лет жильцы могут накопить и купить себе другой дом. Товариществу жильцов по силам приобрести и установить автономную теплоэлектростанцию, отремонтировать внутридомовые дороги и много чего еще. Но дело в том, что Гилязев, организовавший первое и пока единственное ТСЖ в давно построенных домах, реально никак не может приступить к делу. Он столкнулся с противодействием некоторых жильцов. Даже не желая разбираться в том, что такое ТСЖ, они кричат, что их туда «никто не загонит». И дают повод ныне управляющей домами компании не торопиться с передачей этих домов товариществу. Казалось бы, ничего страшного, доживает свое советское поколение, а реально все, о чем здесь говорится, будут решать наши дети. Но именно сегодняшние дети и тревожат специалистов больше всего.
* * *
- 78% детей приходят в школу из детсада с различными отклонениями и нарушениями в здоровье, - констатирует заместитель начальника управления образования Надежда Кисиль. – За последние 13 лет мы чего только не делали, чтобы здоровье детей улучшалось, и показатели потихоньку шли вверх. "А последние данные показывают, что опять идет ухудшение всех показателей", - удрученно дополняет главный педиатр города Александр Зотов. Школьные психологи констатируют, что губительные процессы идут и в психологии детей. "Мы не передали своим детям и внукам те игры, в которые сами играли в детстве – «казаки-разбойники», «классики», «войну», «знамя», словом, всю ту массу подвижных и одновременно сюжетных дворовых игр, требующих воображения и смекалки. Мы ничем не заменили ту игру во взрослую жизнь, которую давали школьникам пионерская организация и комсомол. Вот почему многие наши дети растут людьми, не способными найти себя в жизни", - говорит кандидат психологических наук, директор прогимназии-лицея гувернерского типа обучения Александр Либерман.
«В наших дворах родители больше гуляют с собаками, чем с детьми, а дома с детьми взрослые общаются по несколько минут в день», - добавляет Зотов. 15 лет социальных потрясений и реформ большинство из нас так и не научили жить самостоятельной жизнью. Мы уверены, что наших детей воспитают детсад и школа, а нам самим, если что, поможет государство. Справится ли с самостоятельностью и нынешнее, и будущее поколение? А самостоятельность - она на пороге...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вернуться в ленту