наверх
1892

А поутру они проснулись. Размышления водителя о кольцах и пешеходах

24 ноября 2010

Утром в субботу 20 числа мы проснулись в Европе. Точнее в мире, где правила дорожного движения стали на 2, довольно весомых, пункта ближе к общеевропейским. Я отправился забирать машину со стоянки, по дороге надеясь увидеть зарево огней ближнего света, как символ наступившего нового времени. Но, как бы ни так. Половина автомобилей двигалась без света, часть, включив габариты, и только треть соблюдала новый закон. Ерунда, скажите вы - ездили же раньше. А вот и не ерунда. Психология справедливо утверждает, что мы видим не глазами, а мозгом, психикой. Если водитель привыкнет видеть на дороге автомобили с включенными фарами, то транспорт без таковых, он будет замечать хуже. А сколько у нас любителей даже в сумерках прокатиться без огней на девятке цвета «мокрый асфальт»?

Интересно, что же тогда будет твориться на кольцах, ведь уступать наши люди не любят. Тем более, когда им положено по закону. Недавно главный автолюбитель Юрий Гейко отметил в интервью, что полгода потребуется нашим водителям привыкнуть к смене приоритетов на кольце, а то и год. А весь этот год мы будем биться. За что? За то, что не умеем, а прежде всего не хотим перестраиваться под новую реальность.

За границей кольцевых развязок в городе в несколько раз больше. Они заменяют перекрестки со светофорами. Поток автомобилей регулирует себя сам, сначала пропуская, а затем съезжая в нужном направлении. Бывают ли при этом заторы. Бывают, когда идет большой поток по кольцу и въехать совершенно не реально. Но водители с европейским менталитетом, условно нарушая правило, притормаживают и пропускают на въезд в кольцо. Ведь так и должно быть. Вот бы и нашим этому научиться. Пусть даже через год когда освоят правила движения по кольцу.

В понедельник 22-го ноября специально поехал посмотреть, как обстоят дела на кольце ПРЗ по проспекту Вахитова. Приближаюсь к кольцу, вижу круглый знак с синим фоном и стрелками по кругу - «Круговое движение». Хорошо, а где знак уступи дорогу или Стоп, как это написано в Правилах? Знака нет. Торможу у въезда на кольце вместе с другими. Те, кто на кольце, тоже останавливаются. Стоим все вместе. Думаю, поехать сейчас, значит влететь под поток с кольца, который тоже рванет. Стояли минуты полторы, потом сигналить начали, потом стали медленно разъезжаться. Что получается, не только водители не готовы, но и город? А времени было достаточно.

Недавно на одном из городских сайтов я прочел восклицание: «Да пусть страховые компании скинутся и поставят на Орловском кольце светофор. Все равно затраты на компенсации аварий больше». Соглашусь. А человеческие жизни сколько стоят?

Пешеходы, которых по правилам надо пропускать, это отдельная тема и больная тема.

В Европе у пешеходов и водителей все получается. У нас нет. Попробуем разобраться не с точки зрения закона, а с точки зрения психологии поведения?

Выдержка из Правил ПДД:

«4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен».

Вы всегда так поступаете? Пешеходы не любят уступать. А вот и примеры:

У пешехода сейчас происходит борьба двух моделей поведения. Модель первая – «Всегда пропускать» и модель вторая – «Мне можно». И что в результате? Сначала он колеблется (модель 1), а когда автомобиль подъезжает, то (модель 2) переходит дорогу у него перед носом. А еще есть модель 3. Отомстить. Недавно вечером иду со стоянки, уже темно, впереди меня две дамы с собачками подходят к пешеходному переходу? Приближаются 3 машины. Со словами «Пусть пропускают!» они ускоряют шаг и вступают на зебру. Надо ли пояснять, что водитель в такой ситуации испытывает стресс, даже если он сбросил скорость заблаговременно? А если водитель не успеет затормозить? А сколько пешеходов не просто не останавливаются перед зеброй, а продолжают движение, отвернувшись от дороги, разговаривая по мобильнику. А сколько мамочек, переходя улицу, выталкивают на зебру коляску с малышом?

Воздействовать на пешехода труднее. Ведь у него, как правило, нет с собой автомобиля, с которого можно снять номера, и документа, который можно отобрать. За ним не угонишься. Можно бесконечно повышать штрафы для водителей, не достигая положительного эффекта. Потому что система, которая состоит из двух частей, не может быть отрегулирована изменением давления только на ОДНУ часть.

Издавать законы необходимо, но этого явно недостаточно. Нужно целенаправленно и методично менять модели поведения людей. За свою безопасность (и безопасность своих детей) человек должен отвечать в первую очередь сам, а потом уже надеяться на государство. На мой взгляд, важно, чтобы пешеход понял, что закон (правила ПДД), который призван защищать его права все же не является железобетонной стеной, за которой можно укрыться. И что если на его жизненном пути попадется неадекватный водитель (не только алкоголь, наркотики, но и сильная усталость, болезненное состояние, поврежденная психика и пр.), то ему, возможно, придется заплатить за беспечность своей жизнью. Хочется сказать еще главную мысль: к созданию законов надо привлекать профессиональных психологов, создавать группы для моделирования, проводить анализы возможных последствий принятия законов, регулирующих поведение людей.

Поле зрения водителя, который движется по дороге, сужено. Он не всегда может отследить пешехода, который подходит к зебре и без остановки идет дальше. И отчего не обратиться к европейскому опыту? К примеру, в Швеции пешеходов учат, что прежде чем переходить улицу они должны установить зрительный контакт с водителем, убедиться, что он их видит, что он тормозит и останавливается и не начнет движение пока они не закончат переходить улицу. Не удалось это сделать – стойте. Жизнь дороже. Пешеходы там приветливо машут водителям ладошкой и говорят «хей-хей», а водители машут в ответ, но для нас это уже фантастика.

Не все в Европе так идеально, как нам кажется, но хотим воспринимать ее образцом для подражания. Потому что человеку необходимо для лучшей жизни держать в голове идеальную модель. Разумеется, если это человек, а не отморозок. Раз нам удобнее идеализировать Европу, то давайте делать это. Главное, чтобы результат был положительный.

Вопрос безопасности на дорогах это вопрос коллективной ответственности. Никто не хочет, чтобы пострадал его ребенок. Путешествуя вместе с родителями по одну или другую сторону (водителем или пешеходом), он впитывает их манеру поведения. И, следовательно, попадает в группу риска, если она неверна.

Михаил Мантуров

www.chelny.info

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вернуться в ленту